Распродажи и акционные предложения: как, почему, для чего
С переходом нашего общества к рыночной экономике нам пришлось осваивать многие ранее неизвестные вещи. Одной из специфических особенностей рыночной экономики является свободное ценообразование практически на весь ассортимент предлагаемых товаров, как промышленной, так и продовольственной группы. Государство в рыночных условиях никоим образом не влияет на определение цены продукции, кроме, правда, некоторых социальных групп товаров (отдельные сорта хлеба, молочных продуктов и др.).
Соответственно, производитель и торговые организации устанавливают цены самостоятельно, исходя из множества факторов (себестоимость, транспортные и другие накладные расходы, рентабельность и др.). Например, на цену импортных товаров влияет кроме прочего таможенные платежи и др. Существует множество монографий и исследований на экономические темы, посвященные эффективной политике ценообразования, в том числе с учетом психологии обычного покупателя.
Однако свободное ценообразование вовсе не означает, что и производитель и продавец определенной группы товаров решает эти вопросы просто так. Здесь есть как плюсы, так и минусы. Спрос диктует предложение и стоимость продукции. Определенная степень свободы в определении стоимости того или иного продукта позволяет проводить эффективные маркетинговые мероприятия через распродажи, скидки, акции и др. Для нас, как покупателей, это отличная возможность приобретения качественной продукции, по более низкой цене.
Не вдаваясь в серьезные экономические выкладки, можно утверждать, что распродажи, организуемые производителями кроме использования их в качестве маркетингового инструмента привлечения новых клиентов, применяются еще и при необходимости избавиться от «неликвидов», а также при желании избавиться от конкурентов и занять доминирующее положение на рынке. В первом случае производители осуществляют распродажи для недопущения убытков от «замораживания» средств в виде остатков товарной продукции, что может привести к остановке производства из-за насыщения рынка.
В сегменте климатической техники подобные распродажи проводятся с целью освобождения ассортимента продукции перед выходом на рынок более новых моделей. Для продвижения новых видов продукции и изучения покупательского спроса производители предлагают всевозможные рекламные акции и скидки. Учитывая постоянную работу над усовершенствованием моделей, такие акции проводятся достаточно часто.
Во втором случае производитель сознательно демпингует, необоснованно занижая стоимость продукции. И в первом и во втором случае цена продукции может быть на уровне себестоимости, а то и несколько ниже, хотя цели совершенно иные. Кроме того, определенные скидки предлагаются производителем при покупке оптовых партий.
Особо следует обратить внимание на специфику работы дистрибьюторских компаний. Особенностью таких торговых организаций является то, что они обладают эксклюзивными правами представлять тот или иной бренд на определенной территории (что позволяет не сомневаться в подлинности продукции), а также продают продукцию по ценам, рекомендованным производителем.
Как показывает практика, зарубежные производители более склонны к приемлемой ценовой политике, отлично владея таким маркетинговым инструментом. Своим партнерам они также рекомендуют реализацию подобных мероприятий. В основном дистрибьюторы проводят частичные или полные распродажи продукции в двух случаях: при выходе на рынок более новых моделей или в случае, если по какой-то причине спрос на определенные модели не соответствует прогнозированному уровню.
Отдельно можно выделить сезонные скидки. Рассмотрим на примере климатической техники. Известный факт, что некоторые модели современных кондиционеров способны как охлаждать, так и обогревать помещения, но их преимущественно используют именно для охлаждения воздушной среды. Спрос на эту продукцию возрастает в канун летнего зноя, и существенно снижается в осеннее время. Поэтому для поддержания определенного уровня продаж в этот период возможны разнообразные акции и распродажи.
Правда, в этом случае можно говорить и о сезонной корректировке цен в преддверии роста потребительского спроса в летний период. Специалисты рекомендуют учитывать эту особенность ценообразования в условиях рынка при планировании покупки. Лучшим периодом для приобретения кондиционера можно считать осенне-весенний период, что дает возможность удачно воспользоваться предлагаемыми скидками.
Впрочем, распродажи могут быть объявлены в любой момент, при этом в наше время совсем не обязательно обходить все торговые точки в поисках акционного товара. Достаточно зайти на официальный сайт компании и ознакомиться с возможными скидками, а еще лучше – позвонить по телефону, и уточнить все подробности у менеджеров.
Собственно говоря, для рядового потребителя не имеет большого значения, какие причины вынудили производителя объявить распродажу. Намного важнее то, что им предоставляется возможность купить нужный товар по приемлемым ценам.